Приветствую Вас Гость | RSS

Мой фото дневник.

Среда, 22.08.2018, 06:02
Главная » 2011 » Октябрь » 2 » Лизетт Модел/Lisette Model (1901—1983)
18:31
Лизетт Модел/Lisette Model (1901—1983)
«The best photographs are often subversive, unreasonable, delirious»
лучшие фотографии зачастую не подчинаются логике, несут в себе что-то подрывное, бредовоеЛизетта Модел

Среди мастеров «уличной фотографии», достигших наибольшего расцвета в сороковые годы прошлого века, Лизетт Модел, по мнению многих исследователей, отличается «индивидуализированностью стиля». В данном случае речь идет и о выборе сюжета, и о точке съемки, и о методе кадрировать и печатать свои снимки. Но в большей степени это касается представления о фотографии как об искусстве запечатлевать уникальный момент «здесь и сейчас» без построения предшествующих этому процессу художественных концепций. Лизетт Модел называла это «фотографировать нутром». Выставка, открывшаяся в парижском музее Jeu de Paume, предлагает вниманию зрителей 120 снимков, представляющих основные серии фотографа в разные периоды жизни.

Биография

С учетом исторического времени, в которое жила Лизетт Модел, ее творческая карьера и жизненный путь сложились более чем удачно. Элиз Амелия Фелиция Штерн родилась в Вене в 1901-м году в зажиточной буржуазной семье. В 1903-м году в связи с антисемитскими настроениями в Австрии ее отец Виктор Штерн принимает решение сменить семейную фамилию, выдающую еврейское происхождение, на Сейберт. В период с 1918-го по 1924-й годы Лизетт начинает свое артистическое образование в области музыки: она берет уроки фортепиано, гармонии, музыкального анализа и вокала.

В 1926-м году, уже после смерти отца, семья переезжает на родину матери – во Францию, где Лизетт вначале продолжает свои занятия вокалом, но потом, при посредстве своей сестры Ольги, начинает интересоваться фотографией. Затем Лизетт какое-то время выбирает между живописью и фотографией. Последняя в конце-концов побеждает – в большей степени по экономическим причинам. Лизетт устраивается на работу в фотолабораторию и покупает свои первые Rolleiflex и фотоувеличитель. Первые уроки в новой области ей дают фотографы Флоранс Анри и Роже-Андре. С 1933-й по 1938-й годы Лизетт фотографирует Париж и Лазурное побережье. Уже первая фотосерия «Promenade des Anglais», сделанная на побережье, приносит ей успех. В 1937-м году Лизетт выходит замуж за Евсу Модела – художника-конструктивиста русского происхождения. В 1938-м году супружеская чета едет на несколько недель в Нью-Йорк – навестить сестру Евсы Любу Аш, – но в связи событиями в Европе принимает решение больше в Париж не возвращаться.

С этого момента жизнь и творчество Лизетт Модел навсегда связаны с американской действительностью. Наиболее плодотворный период ее творчества – это 1939-1949 годы – время, когда она создает свои наиболее известные фотосерии на улицах Нью-Йорка и активно публикует эти и прошлые парижские работы.

В 1950-м году Лизетт Модел меняет свой Rolleiflex на 35-миллиметровую Leiсa, а в следующем году начинает преподавать фотографию в Колумбийском университете. Первыми курсами лекций были «Современное предназначение малоформатных аппаратов в фотографии» и «Фотографировать Нью-Йорк и его жителей». Среди учеников Лизетт Модел были Диан Арбюс, Ларри Финк и Розалинда Соломон. Продолжая в то же время заниматься фотосъемкой, Лизетт Модел продолжала преподавать до своей смерти в 1983-м году.

Вопросы и ответы

По признанию Лизетт Модел, каждый раз, когда она направляет свой объектив в сторону потенциального сюжета, она задает себе вопрос, ответом на который является будущая фотография. При этом, по убеждению Модел, она не является тем человеком, который что-то знает или доказывает, фотосъемка – это всего лишь «урок для самой себя».

Такой процесс – действительно очень личностный (особенно на фоне множества прозаических попыток фотографов представить свое фотографическое творчество и метод работы, объяснить их или дать комментарии), но и одновременно представляющий широкое поле для последующих толкователей. Примером может послужить хотя бы судьба одной из первых знаменитых серий Модел «Promenade des Anglais» (1934-й год). Снимки, сделанные автором без какой-либо социальной направленности, два раза (в 1935-м году в «Regards» и 1941-м году в «Illustrated») были использованы для иллюстрирования жестких политических статей, направленных против праздности буржуазии. Название статьи в «Illustrated» при этом звучало риторически, и подразумевалось, что фотографии наглядно доказывают эту сентенцию – «Почему пала Франция».

Но сама Лизетт Модел никогда и нигде не озвучивала вопросы, которые она задавала непосредственно перед тем, как нажать на кнопку затвора, представляя зрителям только фотографические ответы. На все попытки как-то классифицировать или идейно заострить фотонаследие Лизетт Модел отвечала отрицательно: это не социальный репортаж, не карикатура, не…, не…и не… Причем методом такого определенного исключения в данном случае нельзя добиться ясности: отметая все, чем эта фотография не является, мы не получаем однозначного ответа на вопрос, чем же она на самом деле является или, по крайней мере, какой традиции близка.

Это особенно обескураживает именно потому, что речь идет об «уличной фотографии», объект которой вполне и ясно определен.

В свое время, будучи начинающим фотографом, Лизетт Модел получила важный совет от Рожи-Андре, первой жены Андре Кертеша и тоже фотографа, научившей Лизетт обращаться с Rolleiflex, – фотографировать только то, что ее действительно захватывает. Своим же ученикам впоследствии Модел парадоксальным образом советовала фотографировать скорее то, что их пугает. И тем не менее, говоря о большинстве своих персонажей, Лизетт Модел всегда настаивает на том, что они не имеют к ней прямого отношения: она никогда не разговаривает с ними в процессе или после съемки, она не пытается узнать о них ничего дополнительно, она только заключает из в рамку кадра, навсегда поселяя в своем художественном мире анонимами.

Работа с изображением

Лизетт Модел, в отличие от многих фотографов, снимавших в технике репортажа, не считала последующую обработку снимка чем-то предосудительным. Это касалось и кадрирования, и увеличения при печати с потерей резкости изображения, и форсирование при этом контраста. Более того, только в конце своей карьеры она позволила себе отдать в печать некоторые из своих негативов, до этого занимаясь печатью только самостоятельно. Многие из ее творческих находок были следствием случайного экспериментирования с уже отснятым материалом.

Одной из технических находок Лизетт Модел было то, что она достаточно часто использовала при съемке портретов точку «снизу вверх», даже устанавливая специально для этого камеру на земле или полу. При этом на снимках нет следов сильных перспективных искажений – вследствие некоторой удаленности фотографа от объекта съемки.

Другой технический прием, возможно, не является совершенной новинкой – съемка с направленной прямо на объект вспышкой, когда сюжет как бы вырывается из темноты. В похожей манере и в то же время (а периодически – даже в тех же местах и одновременно) работал и американский фотограф-детектив Виги.

На многих снимках Модел позы и выражения людей кажутся почти неестественными, карикатурными, однако в этом нет ни высмеивания, ни преувеличения. Лизетт Модел всего лишь была убеждена, что именно моменты, когда люди садятся, встают или поворачиваются, являются самыми естественными – в том смысле, что именно тогда люди являются самими собой, не позируют и не «представляют себя» – не находятся в своем искусственном парадном образе.

Что же касается того, что многие из изображенных на снимках – люди достаточно крупные, то тут уж фотограф без всяких экивоков поясняет, что в данном случае выбор хоть и является случайным, но все же не совсем неосмысленным. Лизетт Модел говорит, что вполне отдает себе отчет в этой своей страсти «ко всему большому», поясняя, что, даже попадая, например, в зоопарк, она сразу же идет смотреть слона.

Фотосерии

«Promenade des Anglais»

Несмотря на достаточно поверхностные к тому времени технические навыки, уже в этой серии Лизетт Модел демонстрирует свой собственный фотографический стиль. Ее персонаж всегда находится в центре кадра или, по крайней мере, занимает главную его часть. Это дает устойчивое впечатление вписанности его в границы и вместе с нижней точкой съемки и некоторым «наплывом» «вырезает» персонаж из окружающей его действительности. Они одиночны и одиноки. Кроме того, это только портрет и больше ничего. Взгляд персонажа при этом всегда направлен в объектив, хотя о постановке или предупреждении о будущей съемке не может быть и речи.

Эту серию делает серией именно особенность авторского видения. Она не критична. Это набережная, населенная именно этими странными людьми, совершенно разными, но в чем-то и совершенно похожими – по своей обособленности, по своей вырванности из общего контекста.

«Отражения»

Эта серия была сделана уже в Нью-Йорке. Фотограф помещала камеру перед витринами магазинов и искала второй сюжет в их отражениях. Не используя никакого другого технического трюка кроме последующего кадрирования, Лизетт Модел добивается ощущения коллажа на каждом снимке. Многие снимки являются многослойными – одно отражение накладывается на другое в различных перспективных увеличениях и пропорциях, а фактура стекла при этом совершенно теряется, становится почти или совсем невидимой.

«Бегущие ноги»

Предмет изображения в этой серии – это ноги прохожих, которые пересекают улицу, входят и выходят в метро и из метро, поднимаются по лестнице и так далее. Здесь анонимность персонажей доходит до крайней точки – у них нет лиц, нет тел, а размытость в шаге движения делает их почти эфемерными. Единственное, что остается в кадре в фокусе и сохраняет материальные и вполне определяемые приметы – это сама улица – мостовая, дома, окна и так далее. Эта серия – как будто бы крайняя точка в динамическом развитии двух предыдущих серий. От вполне материальных людей невидимой нам набережной – через полутени полуматериального города – к городу реальному с тенями, его населяющими.

«Пешеходы»

Эта серия уже характеризуется некоторым если не возвратом, то совмещением двух крайних предыдущих серий: камера установлена на тротуаре, точка съемки – снизу вверх, герои снимков – анонимные люди из толпы.

«Артистические залы и бары Нью-Йорка»

В этой серии представлен мир спектакля, его персонажей и зрителей. Это в полной мере репортажная работа, в которой Лизетт Модел верна избранной нижней точке съемке и максимальному вписыванию персонажа в кадр. Единственное, что является новым – это использование достаточно жесткого света вспышки и создание мини-серий, посвященных персонажам не-анонимам. В названиях снимков также появляются имена: Альберт/Альберта или Валеска Герт.

Впоследствии в начале 50-х годов фотограф будет также снимать Фестиваль джаза в Нью-Йорке и делать фотозарисовки из жизни хиппи.

«Интеллектуальный климат Сан-Франциско»

В 1947-м году многие портреты известных людей, сделанные Лизетт Модел, были опубликованы в Harper’s Bazaar под таким названием. Герои этой серии уже вполне узнаваемы и по сути – это уже значительный отход от первоначальных принципов работы. Персонажи этой серии: Генри Миллер, Доротея Ланг, Эдвард Вестон, Имоген Канингем и другие.

Автопортрет

Лизетт Модел принадлежит к тому маленькому кругу фотографов, которые не оставили за все время своей фотокарьеры ни одного автопортрета. Отвечая на вопросы журналистов по этому поводу, Лизетт Модел утверждала, что за все время ее фотографической практики у нее ни разу не возникало желания сделать свой собственный портрет.

Источник:

http://www.photonews.ru/creative_foto/82


http://photograf.3dn.ru/photo/fotografy/lizett_model_lisette_model_1901_1983/2
Категория: Фотографы | Просмотров: 1138 | Добавил: Дума | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: