Приветствую Вас Гость | RSS

Мой фото дневник.

Пятница, 29.03.2024, 02:34
Главная » 2011 » Октябрь » 2 » Диана Арбус (Diane Arbus)
19:25
Диана Арбус (Diane Arbus)




Пожалуй, трудно отыскать в истории мировой фотографии личность более противоречивую, трагическую, столь непохожую ни на кого другого. Ее боготворят и проклинают, кто-то ей подражает, кто-то старается всеми силами этого избежать. Одни могут часами рассматривать ее фотографии, другие стараются побыстрее захлопнуть альбом. Очевидно одно – творчество Дианы Арбус (Diane Arbus) мало кого оставляет равнодушным.

Она родилась 14 марта 1923 года в богатой еврейской семье в Нью-Йорке, куда ее дед Мейер Немеров когда-то приехал из далекой России. К такой смене географии его побудили строптивый характер и любовь – отказавшись вступить в брак с выбранной для него еврейской девушкой, он ушел из дома и женился на своей возлюбленной.

Детство Дианы прошло без особых эксцессов и потрясений, даже напротив – девочка чувствовала себя излишне защищенной от каких-либо внешних воздействий: «Я страдала от отсутствия чего-либо стоящего преодоления», – вспоминала она позднее. Может быть поэтому ее мало интересовало все что легко давалась – так по мнению исследователей она не стала заниматься живописью «потому что это было для неё слишком просто». «Мне казалось, что если я в чем-то очень хороша – этим заниматься не стоит, и я не чувствовала никакого смысла в стремлении этим заниматься», – говорила она.

В 1937 году она влюбилась в Аллана Арбуса работающего в магазине ее отца. Практически сразу 13-летняя девочка объявила родителям, что собирается замуж – естественно те были против и всячески старались разлучить влюбленных. Но Диана показала, что она достойна своего русского деда – едва ей исполнилось восемнадцать, презрев волю родителей, она таки вышла за любимого замуж. Девушка, как и положено, взяла фамилию мужа, которую она прославила. Впрочем, до этого было еще далеко.

Чтобы прокормить семью Аллану Арбусу пришлось отказаться от детской мечты – стать актером; вместо этого молодой человек продолжал выполнять обязанности продавца, параллельно подрабатывая фотографом. Именно он вскоре после свадьбы подарил молодой супруге первый в ее жизни фотоаппарат и он же научил ее пользоваться подарком – обучаясь сам в фотографической школе для военных связистов, по вечерам Аллан делился с Дианой премудростями которые узнал днем.

В 1946 году супруги открыли студию модной фотографии под гордым названием «Диана и Аллан Арбус» («Diane & Allan Arbus»). Обязанности между партнерами делились следующим образом: Диана выступала как художественный руководитель и стилист, Аллан отвечал за все технические стороны съёмки. Он же нажимал на «пуск», а потом проявлял пленку и печатал фотографии. Внешне все казалось хорошо, но позднее Аллан рассказывал, что крайне редко результат нравился им обоим. Они были очень разные и то, что устраивало одного, казалось недопустимым другому.

Обычно об этих годах пишут как о скучном и крайне непродуктивном в творческом плане периоде жизни Дианы Арбус. Это не совсем так. Студия была весьма успешной, оба супруга показали себя прекрасными фотографами – Ричард Аведон был высокого мнения об их работе, Эдвард Стейхен включил одну из их композиций в знаменитую выставку 1955 года «Род человеческий» («The Family of Man»). Но Диана ни нашла себя в мире рекламы и моды – и как следует из дальнейшего «это было не ее».

Все 1950-е годы она была занята «поиском себя». В 1951 году они с мужем закрыли студию и на год уехали в Европу. Диана пыталась найти учителя – в конце 1940-х она какое-то время занималась с Беренис Эбботт, после возвращения из Европы – с Алексеем Бродовичем, но уроки этих замечательных мастеров не нашли отклика в ее душе. Наконец, в 1956 году состоялось первое занятие с Лизетт Модел.

Это имя в наши дни незаслуженно забыто. Обычно о ней вспоминают, когда рассказывают о ее талантливых и знаменитых учениках: Брюсе Вебере, Еве Рубинстейн, Диане Арбус и многих, многих других. Но Модел была не только прекрасным педагогом, но и талантливым мастером, оставившим след в истории фотоискусства. «Лизетт Модел — одна из наиболее выдающихся фотографов нашего времени. Ее отпечатки хранят беспрестанные поиски реальности среди людей, их слабостей, глупостей, страданий, а иногда — их величия», — говорил о ней Эдвард Стейхен.

Модел оказала на свою ученицу поразительное влияние. «Диане потребовалось три сессии с ней, чтобы стать фотографом», – говорил пораженный Аллан. То же самое подмечали и другие исследователи ее творчества – фотографии Арбус изменились в одночасье. Из фотографа мира моды и рекламы она превратилась в Диану Арбус, которую мы знаем сегодня. «Через три месяца у нее появился свой стиль. Сначала только зернистость и двуцветность. Затем – совершенство», – с гордостью рассказывала Лизетт Модел о своей ученице.

С 1956 года Диана и Аллан стали работать раздельно, а в 1959 году их брак распался. Они продолжали оставаться друзьями и официально развелись только через 10 лет, когда Аллан захотел жениться во второй раз. Диана продолжала пользоваться услугами лаборантов студии – она всегда ненавидела проявлять пленку, да и печатала только по необходимости и без особого энтузиазма. Бывший супруг ведал ее финансами и следил за работоспособностью ее фототехники. Иными словами в этой части ее жизни мало что изменилось.

Существенно изменился спектр ее фотографических интересов – это уже не кропотливая, но спокойная работа в студии, теперь Диану интересует реальность – в ее понимании этого слова. Она не старается запечатлеть этот мир, как это делали, скажем, Анри Картье-Брессон или Юджин Смит. Скорее ее можно сравнить с Августом Сандером составившим групповой портрет немецкого народа или Ральфом Юджином Митъярдом сумевшего показать атмосферу таинственного окружающую скучную повседневную жизнь своих соседей. Но и здесь сходство будет неполным.

Диана Арбус часами ходит по улицам разыскивая героев своих будущих фотографий. Она искала их среди представителей самых разных слоев общества, очень часто выходила на «обочину» этого общества, искала людей физически или морально непохожих на других. «Я часто фотографировала уродов», – вспоминала она, – «Это – мои первые фотографические опыты и они были очень волнительны». И далее: «Большинство людей проходят через жизнь, страшась травматического опыта. А уроды родились с травмой. Они уже прошли жизненную проверку. Они – аристократы».

Нельзя, однако, сказать, что ее персонажами были только «уроды» – скорее это часть легенды сложившейся после ее смерти. Многие знаменитые ее фотографии – «Девочки-близнецы», «Молодая бруклинская семья на воскресной прогулке», «Мальчик с игрушечной гранатой в руке» – это портреты самых обычных людей в самых обычных ситуациях. Необычным был только … фотограф: «Вместо того чтобы приводить в порядок его [объект съемки – А.В.], я навожу порядок в себе самой», – раскрывала она секрет своего успеха.

Наведение порядка в себе зачастую занимало немало времени. Так, мальчика с гранатой она попросила стоять на месте, а сама стала бегать с фотоаппаратом вокруг подыскивая правильный ракурс. «Снимайте же, наконец!», – в конце концов закричал измученный ребенок и именно это болезненная попытка сконцентрироваться наполнила обычный в общем-то кадр взрывной силой. Перед тем как сфотографировать глотательницу мечей Сандру Рид Арбус несколько часов беседовала с ней. Да и сам процесс съемки занял 45 минут, но результаты того стоили! В некоторых случаях она пыталась спровоцировать модель, могла – как утверждают некоторые ее биографы – даже переспать с героем будущего снимка. Это дало некоторым исследователям основание утверждать, что люди ее интересовали более чем фотографии. Однако это противоречит тому, что мы знаем о ней и ее собственным признаниям. «Я никогда не выбирала свои модели на основании того, что они могли бы значить для меня, если бы я о них задумалась», – говорила Диана. Она могла потратить на интересную модель сколь угодно много времени, она была искренне заинтересована и озабочена – но только до окончания фотосессии.

Абсолютно уникальна способность Арбус втираться в доверие своей «жертве». Совершенно незнакомые люди пускали ее к себе домой, раскрывали ей свою душу, обнажались перед ней физически и духовно. Хороший пример подобного обнажения – знаменитая фотография «Нагой мужчина изображающий женщину». Диана заметила его в женской одежде в парке, познакомилась с ним, сфотографировала, потом они пошли к нему домой и она вновь фотографировала его – в одежде, в нижнем белье, а напоследок – без белья и пышного парика.

Диана считала, что именно фотокамера раскрывает перед ней все двери. «Если бы я была просто любопытной, для меня было бы весьма затруднительным подойти к кому-нибудь и сказать: "Я хочу, чтобы ты пригласил меня домой и все о себе рассказал". "Да ты рехнулась" – услышала бы я в ответ. Они были бы чрезвычайно насторожены. Но камера – это своего рода пропуск».

Расставшись с мужем Диана Арбус зарабатывала себе на жизнь, продавая фотографии и фоторепортажи в различные периодические издания. Ее работы печатались в таких популярных журналах как Harper’s Bazaar, New York Times, Esquire, Herald Tribune и многих других. Всего с конца 1950-х годов до ее смерти в 1971 году было опубликовано около 300 журнальных статей иллюстрированных ее фотографиями. Диана была одним из немногих репортеров, которым удавалась заставить журналы принять их собственный стиль и видение.

Новые работы Дианы Арбус – а может быть лучше сказать работы новой Дианы Арбус – обладали поистине взрывной силой воздействия и довольно быстро привлекли к ней внимание широкой публики и художественной критики. В 1963 и 1966 годах она получала гранты Музея Гуггенхайм для работы над проектами «Американский опыт» («The American Experience»), «Американские обряды, обычаи и нравы» («American Rites, Manners and Customs») давшие ей относительную свободу. В 1967 году Джон Зарковский организовал выставку «Новые документы» («New Documents») в нью-йоркском Музее современного искусства где работы на которой 30 фотографий Дианы были выставлены вместе с работами Гарри Виногранда и Ли Фридлендера. После выставки все ее участники в одночасье стали знаменитыми – особенно это касалось Дианы Арбус. Она загорелась новыми планами и идеями. «У неё возникало сразу 30 проектов» – вспоминал Аллан Арбус. Один из этих проектов – портфолио из 10 лучших фотографий – Диана выпустила в 1970 году. Несмотря на ограниченный тираж, это издание закрепило за ней статус пионера новой фотографии.

К моменту своей смерти в 1971 году Диана Арбус была одной из самых известных и популярных фотографов Америки – и в то же время очень больной и несчастной. В конце 1960-х годов после перенесенного гепатита ее мучили приступы депрессии и страшные головные боли. Временами, наглотавшись таблеток, она чувствовала себя хорошо – но потом словно по мановению зловещей волшебной палочки энергия и желание работать исчезали, она чувствовала себя изнеможенной и разочарованной. Если верить ее дневникам и воспоминаниям близких в таком раздвоенном состоянии Диана провела как минимум два-три последних года.

***

В начале 1970-х годов замечательный французский фотограф Анри Картье-Брессон на несколько дней приехал в Ленинград. Во время его встречи с советскими коллегами один из них спросил именитого гостя, есть ли современные фотографы, которых маэстро мог бы выделить. Картье-Брессон ответил утвердительно: «Американка, молодая женщина по имени Диана Арбус. Она недавно покончила с собой».

Неизвестно слышал ли Картье-Брессон о Диане до 1971 года – ведь по-настоящему знаменитой она стала только после самоубийства. В 1972 году ее работы экспонируются на Венецианской биеннале. В этом же году ретроспективная выставка её фотографий в различных музеях США и Канады собирает более семи миллионов зрителей. В следующем году выставка пересекла океан и собрала еще несколько миллионов почитателей таланта Арбус в Европе и Азии. В 1972 году вышел альбом ее фотографий, выдержавший более 10 переизданий. Ей посвящают свои исследования искусствоведы, выходят новые фотоальбомы, о ней и ее творчестве пишут книги, снимают документальные и художественные фильмы.

Большое внимание уделяется самоубийству Дианы Арбус – на этом моменте любят подолгу останавливаться все ее биографы. Вспоминают о том, что Лизетт Модел еще в 1950-х годах высказала предположение, что ее лучшая ученица страдала одним из видов шизофрении. Анализируют последние записи в дневнике, письма, разговоры с друзьями. История ее самоубийства обросла множеством легенд: рассказывают даже, что после большой дозы барбитуратов и вскрытия вен, она фотографировала различные стадии процесса своего угасания. Так ли это – мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Да и нужно ли?

Автор Андрей Высоков

 

http://www.diane-arbus-photography.com/

Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус /
Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus

Продолжительность: 117 мин.
Жанр: Биография, Детектив, Драма, Мелодрама
Год выхода: 2006
Производство: США
Режиссёр: Стивен Шэйнберг
В главных ролях: Женев МакКарти, Мэри Даффи, Роберт Дауни-мл., Линн Мари Стетсон, Харрис Юлин, Гвендолин Буччи, Николь Кидман, Марселин Хьюго, Мэтт Сервитто, Эмми Кларк, Эмили Бергл, Джейн Александр, Борис МакГайвер, Ти Баррелл, Christina Rouner
Продюсер: Эдвард Р. Прессман, Патриция Босворт, Алессандро Камон, Винсент Фаррелл, Бонни Тиммермэнн, Уильям Полад, Майкл Робэн, Эндрю Фирберг, Джерри Роберт Бирн, Лаура Бикфорд, Мэри Джейн Скалски
Сценарий: Патриция Босворт, Эрин Крессида Уилсон
Оператор: Билл Поуп
Монтаж: Кристина Боден, Кейко Дегучи
Композитор: Картер Бёруэлл
Художник: Марк Бриджес, Эми Дэйнджер, Кэрри Стюарт, Ник Рэлбовски
Краткое описание: Из окна своей квартиры в Нью-Йорке Диана Арбус видит фигуру в маске - таинственного нового соседа. Заинтригованная Диана хочет его сфотографировать и отправляется к нему в квартиру. С этого и начинается ее путешествие, которое раскрывает самые потаенные секреты Дианы, пробуждает в ней гения, а также направляет на путь выдающегося художника.

Категория: Фотографы | Просмотров: 571 | Добавил: Дума | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: